О МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТАХ Великий пост
Великий пост, самый продолжительный (49 дней) и строгий. Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие 8 дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и 6 дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, предшествовавших им, — Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они венчают Великий пост, а с другой стороны — предваряют христианскую Пасху.
Великий пост начинается сразу после Прощеного воскресенья, дня, когда все христиане просят друу
друга прощения за все зло, вольное и невольное, совершенное ими за прошедший год. Всю сырную (масляную) неделю до Прощеного воскресенья можно есть молочные продукты и яйца, а вот мясо в Масленицу есть не полагается. В последний раз мясо едят в воскресенье перед сыропустной неделей.
Великий пост самый строгий: с понедельника по пятницу не употребляется даже растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение и в Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным Воскресеньем) разрешается рыбная икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Страстной Четвери в дни некоторых особо чтимых святых разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Страстную Пятницу — рекомендуется проводить совсем без пищи. Великий Понедельник
Всю эту неделю (с понедельника по субботу) полагается особенно строгий пост «ради Страстей Христовых» и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи.
В Великий Понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, высохшую до корня, как образ человека, погибающего в грехе и нераскаянии. Господь, питая нас хлебом духовным, от нас ожидает плодов нашего нравственного совершенствования. Великий Вторник
В этот день Православная Церковь вспоминает евангельскую притчу о 10 девах, из которой следует, что никакому истинно верующему, каким бы духовно слабым он ни был, Господь не скажет, что не знает его. Вспоминается самое значительное предсказание Иисуса Христа о Страшном суде.
В Великий Вторник следует задуматься, как надо использовать дарованные человеку способности и силы, как быть милосерднее. Великая Среда
В Великую Среду в церковной службе вспоминают женщину-грешницу (по примеру кающейся Марии Магдалины) и порицают предательство Иуды. Вечером заканчивается великопостное богослужение, наступают дни иного плача — плача от созерцания крестных страданий Спасителя. Великий ЧетверСегодня вспоминают события последней пасхальной трапезы — тайной вечери Иисуса со своими двенадцатью учениками, на которой Христос впервые установил таинство причащения. Во время причащения под видом вина и хлеба христиане принимают Тело и Кровь Спасителя.
Великий Четверназывают Чистым. Этот день считается днем очищения, и очищать надо не только душу — покаянием и молитвами, не только тело — постом, но и свое жилище.
С Четверга начинаются пасхальные хлопоты. Как правило, тесто для пасхального кулича затворяют в ночь с четверга на пятницу. Великая Пятница
В Великую Пятницу вспоминают суд и осуждение Христа, его распятие, страдание и смерть на кресте. На богослужении держат в руках зажженные свечи, символизирующие величие Христа во время Его страданий. В день строгого поста не полагается вкушать пищи до вечера. Этим вечером начинают печь куличи. Великая Суббота
В этот день мы вспоминаем о пребывании тела Господа Иисуса Христа во гробе. В этот день силой крестных страданий Христа души ветхозаветных праведников были освобождены из ада.
Перед полуночью благовест возвещает о наступлении великой минуты. Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. Весь ход ночной службы — Крестного хода — проникнут светлой радостью,
которая позволяет вновь пережить Чудо. Священнослужители с крестом вместе с народом обходят вокруцеркви с пением. Шествие останавливается у западных ворот храма, как бы у дверей Гроба Господня. Поется тропарь: «Христос Воскресе...»
После пасхального богослужения верующие разговляются освященными в церкви куличами, пасхой и пасхальными яйцами.
Заканчивается Великий пост в день Светлого Христова Воскресения (Пасху).
Петров пост-Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Апостол Петр первым крестил язычников, а апостол Павел первым начал проповедовать миру учение Христа. Павел стал апостолом после явления ему Самого Господа, до этого имя ему было Савл, и он был жестоким гонителем христиан. И апостол Петр был обычным человеком, поначалу оступившимся — трижды отрекался от Христа, но не было ученика более верного и преданного, чем он. При императоре Нероне он потерпел мученическую смерть на кресте. Петров пост напоминает о мучениях апостолов. Петров пост-менее стро, чем Великий. Во все дни этого поста, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть в субботу, воскресенье и в дни празднования святых. Петров пост переносится намного легче, чем Великий, еще и потому, что в пищу можно употреблять свежую зелень, овощи и фрукты, в которых много витаминов и минералов, необходимых организму для нормальной жизнедеятельности.
В сам день Петра и Павла, если только он не приходится на среду или пятницу, когда пост сохраняется, можно употреблять мясо. Но порой даже мяса
не хочется есть, столько на столе вкусного: молодой картофель с укропом, зеленый салат, огурчики, первые ягоды... Ради любопытства можно попробовать и блюда с травами: снытью, крапивой, подорожником, лопухом, одуванчиком. Не проходите мимо этих растений, считающихся сорняками, — в них столько полезных для здоровья веществ! Успенский пост-Успенский пост установлен в честь пресвятой Божией Матери, он готовит к празднику Ее успения. Богородица, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Поэтому всем, а особенно немощным духовно и физически, следует исполнять пост и просить Пресвятую Деву о помощи и заступничестве.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа, то есть всего две недели. Но это недели строго поста, почти такого же строго, как Великий. В Успенский пост не разрешается употреблять растительное масло, его можно есть только в субботу и воскресенье.
Впрочем, этот пост не тягостен в пору летнего изобилия, напротив, организм, не отягощенный жирной и мясной пищей, очищается, обретает здоровье и свежесть. Недаром существует поговорка: «Петровка — голодовка, а Спасовка — лакомка».
Начинается Успенский пост в Медовый Спас, когда происходит малое освящение воды и освящение меда. Пока мед не изменил структуры, не загустел и не засахарился, он хранит запахи улья, целебную биологическую энергию пчел. Такой мед в сочетании с постной пищей на долгое время усиливает иммунитет, помогает излечиться от различных заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые часто обостряются с приближением осени. Мед помогает от варикозного расширения вен, стенокардии, гипертонии. Кроме того, 14 августа отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. А в народе говорят: «Пришел Маккавей — мак завей». На юге России принято в этот день освящать мак и цветы мака. Сегодня отношение к маку далеко не однозначно, а раньше маковая кулинария пользовалась большой популярностью. Из мака готовили различные сласти, им украшали выпечные изделия. На маковом молочке готовили постные каши.
На Успенский пост выпадает и другой Спас — яблочный. Он приходится на 19 августа. В этот день Церковь отмечает праздник Преображения Господня, созданный в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор.
В Яблочный Спас и последующие дни Успенского поста принято печь яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает огород, сад, лес. Те, кто соблюдает пост, пекут из постного теста. Оно может быть дрожжевым, пресным, но обязательно постным. Сливочное масло в таком тесте с успехом заменяют горчичным, кукурузным, подсолнечным. Но лучшим для теста все же является масло горчичное. Оно дает тесту красивый нежно-желтоватый цвет, аромат настоящей сдобы, отменный вкус.
В Успенский пост рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня — 19 августа. При совпадении праздника Успения со средой или пятницей в этот день разрешается есть рыбу, а разговены переносятся на следующий день.
В третий Спас, 29 августа, день праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа их Едессы в Константинополь, принято освящать орехи, а в некоторых местах — хлеб, поэтому третий Спас называется ореховым или хлебным.
В августе природа балует нас своими плодами. Стол могут украсить и овощи, и фрукты, и ягоды. Но основой Успенского поста являются грибы. Они содержат много белка, жиров, углеводов, минеральных веществ.
Россия всегда славилась грибами, поэтому и рецептов грибной кулинарии у нас множество. Рождественский пост Длится пост - 40 дней — начинается 28 ноября, а заканчивается 7 января. Мясную пищу разрешается в последний раз есть 27 ноября, в день святого апостола Филиппа, отсюда пошло второе название поста — Филиппов.
Рождественский пост по сравнению с Великим и Успенским не очень строгий: до праздника святителя Николая (19 декабря) разрешается есть рыбу (кроме среды и пятницы). Рыбу разрешается есть в дни празднования святых — апостола Матфея (29 ноября), князя Александра Невского (6 декабря), апостола Андрея Первозванного (13 декабря), святителя Николая Чудотворца (19 декабря), а также в праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). После праздника святителя Николая рыбу можно есть лишь по субботам и воскресеньям.
В Рождественский пост на столе часто бывает каша. Многие историки полагают, что хлеб — основа нашего стола — это прообраз каши и, по сути, является запеченной из смолотой крупы густой кашей. На Руси каши всегда были популярны. Варили каши из ячменя, пшена, гречи, овса. Жаль, что многие рецепты приготовления кащ были утрачены. Тем, кому надоедает есть одни те же каши ежедневно, можно попробовать разнообразить их различными добавками: жареным луком, изюмом, фруктами, орехами, семечками и т. д. Сегодня большой популярностью пользуются блюда из сои. Соя богата белком, и это помогает организму легко восстанавливать энергетический баланс.
Рождественский пост служит нам для очищения своей души и тела молитвой, покаянием и постом. Ведь мы должны с чистой душой, сердцем и телом встретить явившегося в мир Сына Божия. Радость поста
Удивительное это время — посты: с одной стороны, человек испытывает себя воздержанием от некоторой привычной еды, отказываясь от мяса, молока, яиц, а с другой стороны — столько вкусной и разнообразной еды в пост можно приготовить, что и воздержание-то это не таким уж трудным кажется. Очень хорошо об этом писал Иван Шмелев в своей знаменитой книге «Лето Господне»:
«От „масленицы" нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, „кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то „коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая „рязанъ"... а „грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на „постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
— Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бо-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна — Б о гр. ». Молитвы до и после еды
Молитвы перед вкушением пищи «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидит Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
«Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзавши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».
Молитва после вкушения пищи «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих бла; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас. Аминь».
Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не
даждь им. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
В этой небольшой молитве явлен весь смысл поста. Ведь главное, чтобы в вашей душе были мир и покой, любовь и уважение к ближнему своему, и смирение к вам обязательно придет.